5 февраля 2003 года Постановлением Московской городской Думы был отклонен проект закона города Москвы «О животных». Таким образом, перспектива принятия данного документа, которая столь активно обсуждалась в последнее время в средствах массовой информации, продолжает оставаться далекой, а столичным собаководам по-прежнему надлежит руководствоваться Временными правилами содержания собак и кошек в г. Москве, которые, напомню, действуют с 1994 года. Проект закона г. Москвы «О животных» был подготовлен специально созданной рабочей группой и в ноябре 2002 года рекомендован правительством Москвы для внесения в Московскую городскую Думу. Еще на этапе подготовки законопроекта газеты, радио и телевидение не раз высказывались по поводу его возможного содержания. Подобное внимание средств массовой информации вполне понятно, ведь закон, будь он принят, затронул бы интересы многих москвичей — владельцев собак, кошек и других животных. Помимо того, что ряд московских радиостанций уже в ноябре 2002 года сообщил о принятии закона «О животных» как о свершившемся факте, журналисты неустанно пугали владельцев собак жесткими требованиями закона и серьезными санкциями за их нарушение. Особым вниманием в средствах массовой информации почему-то пользовалась норма о запрете загрязнения тротуаров продуктами жизнедеятельности животных. Между тем ничего принципиально нового данная норма не содержит. Аналогичное требование к владельцам животных содержится в уже упомянутых Временных правилах. Штраф, правда, сейчас предусматривается в меньшем размере, чем в проекте закона, но и только. Впрочем, давайте попробуем по порядку разобраться, что нового несет в себе закон и чем нам грозит его принятие. Главным и неоспоримым достоинством данного документа является то, что он наконец-то заменит собой Временные правила, которые, по сути, имеют декларативный характер. В силу того ли, что правила изначально рассматривались как временные, или из-за недостаточной проработанности документа, но механизм его реализации так и не был налажен. Порядок регистрации собак, предусмотренный Временными правилами, уже на момент их принятия не отвечал реальным требованиям практики. Судите сами. Согласно Временным правилам, «собаки, принадлежащие гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, подлежат обязательной регистрации, ежегодной перерегистрации и вакцинации против бешенства начиная с трехмесячного возраста независимо от породы в государственных ветеринарных учреждениях по месту жительства граждан, нахождения предприятий, учреждений и организаций — владельцев животных. Вновь приобретенные животные должны быть зарегистрированы в двухнедельный срок... При регистрации собак владельцу выдается регистрационное удостоверение и его знакомят с настоящими правилами». Контроль за соблюдением Временных правил в соответствии с п. 5 осуществляют жилищно-эксплутационные организации (которые в числе прочего должны вывешивать для ознакомления граждан Временные правила и предоставлять помещения для ежегодных профилактических прививок), органы ветеринарного надзора (которые осуществляют регистрацию и перерегистрацию собак, а также выдачу регистрационных удостоверений) и общественная инспекция по защите животных в г. Москве (которая пропагандирует выполнение Временных правил и совместно с правоохранительными органами привлекает владельцев животных к ответственности за их нарушение). Ежегодные профилактические прививки против бешенства действительно проводились повсеместно годах эдак в 1980-х. Тогда в ходу были и регистрационные удостоверения на собак (не путать с ветеринарным паспортом). Сейчас местные власти подходят к регистрации собак по-разному. В результате в одних районах Москвы никакой регистрации нет и в помине, в других проводят регистрацию при предъявлении ветпаспорта и по желанию делают прививки, а где-то настаивают на обязательной вакцинации на государственных ветстанциях. На подобную неразбериху можно было бы не обращать внимания, если бы не одно «но». За уклонение от регистрации собак и вакцинации их против бешенства в государственных ветеринарных учреждениях по месту жительства законодательством Москвы предусмотрен штраф в размере 0,2 минимального размера оплаты труда. Не знаю, имеются ли у кого-то регистрационные удостоверения, но определенно, что большинство владельцев собак предпочитает делать им прививки в негосударственных (частных) ветеринарных учреждениях. Понятно, что Временные правила никто не соблюдает и штрафы не собирает, но норма-то существует. Кому, спрашивается, нужна такая норма, мертвая и оторванная от жизни? Норму об общественной инспекции по защите животных я, если позволите, оставлю без комментариев. Никогда не встречалась с представителями данной организации, и мне вообще непонятно, как общественная организация может привлекать кого-то к ответственности (разве что к моральной). Интересно, что Правила содержания собак и кошек в Московской области, утвержденные сравнительно недавно (в августе 2001 года), также содержат норму о вакцинации животных в государственных ветеринарных учреждениях и о выдаче регистрационных удостоверений. В соответствии с проектом закона г. Москвы «О животных», вакцинация собак против бешенства осуществляется ветеринарными учреждениями любой организационно-правовой формы при наличии лицензии на лечебно-профилактическую деятельность. Учету животных в проекте посвящена отдельная статья. Она, в частности, гласит: «…при учете животного составляется описание его индивидуальных характеристик с целью последующей идентификации животного и ему присваивается идентификационный номер. Данные сведения с указанием места жительства собственника (владельца) животного заносятся в городской реестр по учету животных. На каждое животное заводится паспорт... В паспорт (специальную карточку) животного... заносятся также сведения: о собственнике (владельце) (фамилия, имя, отчество, место постоянного жительства, номер домашнего телефона), о породе животного (номер свидетельства о происхождении и реквизиты организации, выдавшей родословную, если такие данные имеются). Паспорт выдается собственнику животного». Все бы хорошо. Вот только порядок оформления и выдачи паспорта животного, а также орган, уполномоченный осуществлять учет, согласно этой же статье определяется правительством Москвы. А значит, даже в случае принятия закона он на протяжении какого-то (возможно, весьма продолжительного) времени — до выхода соответствующего постановления московского правительства — не будет реально действовать. На мой взгляд, составлять нормативный правовой акт таким образом совершенно нецелесообразно: все возникающие вопросы можно и нужно урегулировать в самом законе. Между тем подобные отсылочные нормы встречаются в тексте проекта не единожды, что во многом сводит на нет ряд его прогрессивных положений. Так, статья, посвященная обращению с животными-компаньонами, гласит: «Лицо, приобретающее собаку породы, требующей особых навыков обращения с ней, обязано пройти курс обучения правилам содержания, обращения и воспитания собаки соответствующей породы». Однако далее мы читаем: «Перечень пород собак, для содержания которых необходима специальная подготовка, а также порядок прохождения указанной подготовки устанавливаются правительством Москвы». В соответствии с другим пунктом этой же статьи, «выводить собак из жилых помещений (домов) разрешается только на поводке, длина которого позволяет контролировать поведение животного. На собак, представляющих угрозу для людей и животных, также должен надеваться намордник... Перечень пород собак, для которых эти требования обязательны, утверждается правительством Москвы». Учитывая весьма размытые формулировки данной статьи, обсуждение перечней пород в правительстве Москвы и выработка порядка прохождения необходимого обучения может растянуться на долгие годы. А практика по-прежнему будет стоять на месте, или, что еще хуже, местные органы, руководствуясь законом, будут пытаться привлечь к ответственности нарушителей. И напоследок об ответственности. Размеры штрафов, предусмотренных в проекте закона, вызывают серьезные возражения, причем отнюдь не величиной, а опять же отсутствием конкретных указаний на то, за что и сколько следует платить. Например, за нарушение требований надлежащего обращения с животными либо нарушение требований по их содержанию проектом предусматривается наложение на граждан административного штрафа в размере от одного до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Требования к содержанию животных и обращению с ними, предусмотренные проектом, достаточно разнообразны. Вот и получается, что и за нанесение животному увечий, и за уже упоминавшееся загрязнение мест общего пользования продуктами жизнедеятельности животных с физического лица может быть истребован штраф в размере как ста рублей, так и двух тысяч (для исчисления штрафов в соответствии с законодательством применяется базовая сумма, равная ста рублям). И решать это в каждом конкретном случае будет специально уполномоченный орган. Не знаю, по какой причине проект закона был отклонен Московской городской думой, но хочется надеяться, что в ходе доработки все его недостатки будут устранены и что некий нормативный правовой акт, регулирующий содержание животных в Москве, рано или поздно будет принят и внесет наконец определенность в эту сферу нашей с вами жизни. И пусть пословица о том, что нет ничего более постоянного, чем временное, не будет иметь отношения к правилам содержания собак и кошек. (статья опубликована в журнале «Такса», № 2, 2003)
Источник: http://www.taksa-clan.ru |